В феврале мы выясняли секреты крутого митапа. В этот раз попросили поделиться советами трех хорошо знакомых Хабру лекторов (Кирилла Анастасина, Вячеслава Уточкина и Евгения Жданова). За их плечами сотни публичных выступлений, и им есть чем поделиться.
Говорили про выбор времени, длительность, контент, подстраховку и прочие важные вещи. В итоге у нас опять набралось 16 пунктов.
Кирилл Анастасин, создатель одноименной cтудии, отдела презентаций Яндекса, комиксов Komikaki и мема про ногу Акинфеева. Кирилл не первый год тренирует спикеров для крупнейших IT-конференций, много выступает сам, а также ведет несколько каналов в Telegram и соцсетях.
Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Через нашу платформу при его непосредственном участии регулярно проводятся технологические лекции и митапы по геймдеву и разработке, куда приглашаются интересные спикеры.
Евгений Жданов, ведущий эксперт Управления научных исследований и инноваций ЯрГУ. Только через наш Leader-ID он провел более двух сотен общественных лекций.
Прежде чем говорить о конкретике, определимся с фокусом. Наши советы применимы как к онлайн-, так и к офлайн-мероприятиям. Но в сложившихся условиях мы сделали акцент именно на онлайне — на вебинарах.
На фоне классических лекций вебинары имеют ряд особенностей. С одной стороны, на них могут приходить люди из других регионов, которые иначе физически не смогли бы присутствовать. А с другой стороны, спикерам сложнее читать лекцию в пустоту. Во время привычных аудиторных мероприятий они мгновенно получают обратную связь, здесь же и ощущения, и формат подготовки совсем иные. Есть различия и в так называемом нетворкинге. Офлайновые мероприятия часто обслуживаются кейтерингом, чтобы за кофе или другим напитком люди, заинтересованные в тематике лекции, общались между собой, расширяли свой круг контактов. Увы, в онлайне доступны лишь общие чатики.
Несмотря на различия, есть у этих форм выступлений перед аудиторией и общие черты. Поэтому далее, если нет оговорки о формате, будем считать, что совет относится к обеим ситуациям.
Сначала отметим пару капитанских вещей, которые нужны для полноты картины.
Любая лекция, как в офлайне, так и в онлайне, должна иметь цель, правда, совершенно не обязательно с коммерческими корнями. Возможно, это обучение, и в этом случае корректнее будет говорить не о цели как таковой, а о том, какую задачу поможет решить изложенный в лекции материал (какими знаниями и навыками должен будет обладать слушатель по итогу). Успех мероприятия можно будет оценить по тому, достигнута ли эта цель в конечном итоге.
Цель во многом определяет аудиторию, перед которой предстоит распинаться. Лучше, если у аудитории будет приблизительно одинаковый уровень подготовки. Иначе может возникнуть неприятная ситуация, когда трети слушателей лекция непонятна, а еще треть считают время потраченным впустую, поскольку излагаются очевидные вещи.
Кирилл Анастасин:
«Ты не сможешь одинаково интересно рассказывать и для выпускника детского сада, и для кандидата наук одновременно. Группа должна быть цельная — с одинаковым уровнем знаний и понимания. Можно и входное тестирование делать, если речь идет о целом обучающем курсе. Но ради одной лекции это вряд ли имеет смысл».
Люди тратят свое время, чтобы узнать что-то полезное для себя. Поэтому при подготовке на контенте следует сосредоточиться по максимуму.
Если в подготовке лекции участвует несколько человек, на этом этапе важно обсудить ожидания — не просто тему, о которой будет рассказывать спикер, а то, как организаторы и спикер видят весь процесс. Надо определить основные пункты, которые предполагается раскрыть, ведь хороший контент надо еще правильно подать.
Евгений Жданов:
«Спикер может быть глубоким профессионалом в своей области, но если он неинтересно рассказывает, аудитории лекция не понравится. Нужно ориентироваться на интересы и уровень слушателей, а также на ораторские навыки спикера».
Грамотно выбранное время проведения мероприятия, конечно, не обеспечит успех, но защитит от возможного провала.
Кирилл Анастасин:
«Неправильно подобранная дата погубит мероприятие. Однажды я пытался провести занятие перед майскими праздниками. Не учел, что многие люди уезжали в отпуска заранее. В итоге пришлось все отменить, потому что количество желающих прийти было невелико».
До того как объявлять дату, рекомендуем узнать, не проходит ли в это же время каких-то крупных отраслевых мероприятий. С массовым переходом в онлайн конференции и форумы стали растягиваться на несколько дней и даже недели. Такое наслоение по датам может отвлечь аудиторию от вашего рассказа, даже если по времени вы не совпадаете. Сложно послушать несколько осмысленных лекций за один день.
В выборе удобного времени суток для проведения лекции лучше положиться на собственные знания о слушателях.
Вячеслав Уточкин:
«По моим наблюдениям, с утра на лекции приходит меньше народу, чем вечером. Но тут все зависит от целевой аудитории».
Вячеслав Уточкин:
«Считается, что оптимальная длительность — как на TED: до получаса вместе с вопросами. Но наши лекции отличаются по формату, они более специализированные. Я вообще не любитель поверхностных лекций. Мне кажется, они должны нести какую-то понятную пользу человеку, который выделяет на нее время, структурированный пакет знаний. Поэтому я стараюсь делать доклады на 45 минут, предусматривая еще 15 минут вопросов и ответов».
Если материала много, лучше запланировать цикл лекций. Конечно, организовать его сложнее, зато, если цикл получится интересным, это поможет упростить привлечение аудитории ко второй и последующим лекциям.
Евгений Жданов:
«Серийные лекции формируют определенное сообщество. Если собрать весь материал в один рассказ на 2–3 часа, то люди начнут выходить из зала или отключаться (если мы, конечно, не говорим о каких-то стратегических сессиях и проектной работе, где люди взаимодействуют в команде заинтересованных коллег). А в серии лекций есть возможность разбить материал на комфортные 45-минутные лекции, снизив нагрузку, и аудитория уже знает, чего ждать».
Формула хорошей площадки описана уже не раз.
Вячеслав Уточкин:
«Она должна соответствовать целям, которые вы ставите перед своей лекцией. Например, если вы выступаете перед какой-то элитной закрытой аудиторией, то и площадка — ее оформление, расположение и т.п. — должна соответствовать заявленной планке».
Не забудьте про:
Лекция в одной из Точек. Фото: Евгений Жданов
Говоря о выборе платформы для вебинаров, обычно сравнивают функционал. Но гораздо важнее, что техническая платформа должна быть удобна целевой аудитории и учитывать ее особенности. Грубо говоря, если все используют iPhone, то и платформа должна работать под iPhone. А если аудитория — это персонал компании с серьезной системой безопасности, то платформа как минимум не должна этой безопасностью блокироваться.
Вячеслав Уточкин:
«Для выбора платформы вебинаров мы проводили опрос целевой аудитории, каким из вариантов им было бы удобнее пользоваться. Исходя из их ответов, мы приобрели подписку на Zoom для проведения небольших вебинаров. А вот большую аудиторию — порядка 1000 человек — удобнее подключать к трансляции на YouTube. В этом случае во встрече Zoom участвуют только спикеры и поток данных автоматически отправляется на YouTube. В теории можно параллельно стримить на Facebook и другие площадки, но я придерживаюсь мнения, что лучше, когда все собрано в одном месте».
Даже если запись вебинара не планируется никуда выкладывать, ее стоит вести средствами платформы, чтобы потом просмотреть и подумать над ошибками: где можно было мысль раскрыть глубже или, наоборот, не отвлекаться на примеры. Это тоже разновидность обратной связи.
Трансляции и ретрансляции вебинаров в сторонние сервисы — это самостоятельный процесс, за которым в идеале должен следить отдельный человек, чтобы спикер не отвлекался. Хотя, конечно, подготовить простой вебинар можно и в одиночку.
Мы привыкли воспринимать офлайновые лекции в комплекте с презентациями из слайдов. Со статичного слайда с несколькими текстовыми буллетами мы переводим взгляд на спикера, который зажигает своей харизмой, так что лекция не кажется скучной. Многие ведущие вебинаров переносят практику презентаций со скучными слайдами и на онлайн. Но прямая попытка копировать здесь работает не лучшим образом, поскольку спикер в маленьком окне уже не так завораживает.
Кирилл Анастасин:
«Много ли вы знаете популярных видеоблогеров, которые бы пользовались слайдами? Я считаю, стоит учиться у тех, кто действительно давно живет в онлайне и уже научился взаимодействовать со своей аудиторией. Не надо переносить в онлайн стандартные парадигмы, по которым мы работаем в офлайне. Онлайн — это другая среда, которая может решать ту же задачу, но иными инструментами. Здесь мы не можем вживую работать с аудиторией. Поэтому онлайн должен быть более динамичным, более развлекательным и интерактивным».
Фактически картинка и звук в вебинаре — это те же звук и свет у доски в лектории, но со своими техническими особенностями.
Чтобы спикера было нормально слышно, предусмотрите наушники и микрофон. Лучше использовать проводные, поскольку Bluetooth-подключение начинает отваливаться в самый неподходящий момент. Уровень звука и настройки микрофона стоит проверить заранее.
Чтобы спикера было хорошо видно, лучше раздобыть дополнительный свет и обеспечить какой-то задний фон — без помойки и свисающих с потолка маек. Также спикеру лучше не садиться так, чтобы свет бил в камеру из-за спины, иначе аудитория будет вынуждена час смотреть на черный силуэт. Антураж можно сделать даже из подручных средств, сидя на самоизоляции. Можно оформить уголок, в котором будет не стыдно показаться на камеру.
Одежда спикера должна соответствовать ситуации.
Кирилл Анастасин:
«Чтобы чувствовать себя в тонусе, я бы рекомендовал одеться полностью, как на офлайновое выступление, то есть не ограничиваться только рубашкой по принципу «ниже пояса все равно будет не видно». Такие полумеры расхолаживают. И вдруг вам придется встать перед камерой? Трусы в кадре будут выглядеть не очень хорошо. Кстати, некоторые спикеры предпочитают работать стоя, поскольку так голос звучит по-другому, да и жестикуляция отличается. Формат вебинара этого не запрещает. Достаточно поставить ноутбук на любую подставку — да хоть на стопку книг — и отойти на метр».
Кирилл Анастасин:
«Когда люди пытаются делать все только живьем — это однобокий подход. Онлайн предоставляет массу альтернативных вариантов, и ими нужно пользоваться. Нет смысла гоняться за живыми трансляциями, поскольку аудитория все равно смотрит вебинар не совсем вживую. Можно заранее распространить какой-то лекционный материал, подав его в форме видеомонолога со стороны спикера или даже в виде текстовых статей, а вебинары устраивать по накопленным вопросам. Так на них точно придут только те, у кого эти вопросы имеются».
Если вы сделаете запись лекции и выложите ее на YouTube, возможно, ваша аудитория воспримет ее лучше?
В преддверии мероприятия нужно подогревать к нему интерес, отсчитывая назад время до выбранной даты. Первый раз говорить о планах стоит за 3–6 недель. Однако в этот момент реакция на уведомления будет скорее пассивная. Чем ближе к делу, тем больше стоит добавлять огонька в своей маркетинговой активности. А основную атаку по всем фронтам можно начать дней за 10–14. Менее чем за 5 дней активно анонсировать уже бессмысленно — для молодой аудитории это минимальный срок построения планов.
Евгений Жданов:
«По нашей практике, если на очную лекцию записалось 40 человек, то без напоминания на нее придет в лучшем случае 17. Если напомнить, то до лекции дойдет уже 25–29 человек».
Если это вебинар, то лучше напомнить также в день трансляции (и непосредственно перед ее началом, выслав ссылку для подключения минут за 5 до старта).
Кирилл Анастасин:
«Я сейчас провожу с родителями и детьми уроки рисования. Накануне я напоминаю им о том, как мы будем проводить занятия и что надо иметь при себе для участия».
Если лекция или вебинар формируют серию для одной и той же аудитории, то такой масштабной маркетинговой атаки не требуется — начинать рассылать напоминания можно и за 3 дня.
Евгений Жданов:
«Рассылая уведомления, надо постоянно следить за наполняемостью мероприятия (в сравнении с ожидаемой). Это важно как в коммерческих, так и к некоммерческих проектах. К примеру, мы договариваемся со спикерами бесплатно. Одна из составляющих хорошей коммуникации с ними — это аудитория, и вряд ли у нас получится выстроить плодотворные и долгосрочные взаимоотношения со спикером, если на его вебинар зарегистрируются только полтора человека. Поэтому за количеством регистраций надо следить с самого начала и усиливать работу, если видим, что не добираем».
Чтобы предусмотреть возможные проблемы, лучше заранее протестировать лекцию. Это касается как тестового прогона очной лекции, так и пробного включения вебинара. В онлайн-версии, кстати, стоит провести репетицию со спикером в то же время суток, когда запланирован сам вебинар. И настоятельно рекомендуется использовать те же самые устройства, с которых потом будет идти трансляция.
Наши эксперты рекомендуют начинать трансляцию пораньше на ограниченный круг людей. Это позволяет выявить проблемы с настройками и т.п. К примеру, можно обнаружить, что звук спикера много тише, чем ожидалось (и это было незаметно на созвонах тет-а-тет).
Кирилл Анастасин:
«Включение в эфир заранее — очень хорошая практика. Иногда подключение может занять больше, чем ожидалось. Возможно, придется перегрузиться или даже обновиться, перезайти с помощью другого браузера, чтобы заработали все функции платформы, перезагрузить модем. Для себя я оставляю как минимум 15 минут на решение подобных проблем, но новичкам, а также тем, кто переходит на какие-то новые инструменты, я бы рекомендовал закладывать минут 25–30. Если все работает, заполнить пустоту в эфире можно заставкой, на которой указано, во сколько начнется вебинар».
Тестовое включение перед вебинаром. Фото: Анна Соколова
Жалобы слушателей на технические сложности по итогам проведенного вебинара встречаются довольно часто. Изображение спикера может быть засвечено, его может быть плохо слышно или сам спикер говорит: «Ой, я не понимаю, как это сделать». Все это отвлекает внимание зрителей от основной темы. Следует продумать, как себя вести в подобных ситуациях, откуда взять резервную презентацию или даже резервного спикера.
Евгений Жданов:
«Если что-то идет не так, организаторам стоит брать инициативу на себя и искать альтернативы. Не стоит допускать, чтобы спикер краснел и говорил, что презентация отвалилась, поэтому лекции не будет. Нужно сообщить аудитории, что есть технические сложности, представить спикера и, например, предложить ему начать рассказ в другом формате».
Бывают ситуации, когда падает все — например, отрубается электричество у организатора. И тогда остается только надеяться на лучшее, если, конечно, вы и к этому не подготовитесь заранее. Вот несколько лайфхаков, как к вебинарному апокалипсису готовятся наши эксперты.
Вячеслав Уточкин:
«Я всегда договариваюсь с кем-то, чтобы при отключении интернета у меня дома человек мог подхватить трансляцию. Это значит, что ему заранее надо предоставить все доступы».
Кирилл Анастасин:
«Разумно предусмотреть напарника, который займет аудиторию, пока ты решаешь проблемы выхода на связь. Его задача — объяснить аудитории, что произошло, и продолжить тему, если это возможно. Удобно, когда лекция проводится вдвоем и напарник может рассказать свою часть, пока микрофон свободен. Для аудитории это, конечно, выглядит как некое нарушение логики, но зато трибуна не пустует — все равно будет интересно».
Желательно иметь резервный канал связи, чтобы предупредить напарника или аудиторию о том, что что-то пошло не так. О том, кто должен быть на другом конце резервного канала, стоит подумать заранее. Не всегда ваши широковещательные сообщения должна читать вся аудитория. Возможно, стоит организовать два чата — только с организаторами, если их несколько, и со всей аудиторией. Так можно управлять ожиданиями как первых, так и вторых. Первый чат будет полезен для озвучивания мыслей, которые не стоит открывать на всех.
Кирилл Анастасин:
«Наличие чата для всех участников подстрахует на случай отказа самой платформы — можно будет быстро перейти на альтернативный инструмент, удобный аудитории. У меня был такой случай несколько лет назад, когда мы всех переключили с Zoom на трансляцию в YouTube. При регистрации всех участников через почту оперативно такие вопросы решить не получится. Никому просто в голову не придет лезть проверять ящик при обрыве соединения. Также полезно иметь отдельный чат для организаторов и спикеров».
В том же канале, кстати, можно напомнить и про основные вехи тайминга — начало лекции, начало и конец перерыва, если он предусмотрен.
Подстраховку вещания можно организовать без посторонней помощи через телефон. Можно просто позвонить на тот же вебинар, выключив камеру и звук. При необходимости можно будет быстро включиться и заполнить эфир.
Кирилл Анастасин:
«Можно даже заготовить какие-то шутки, чтобы аудитория понимала, что происходит, и осознавала, что ты что-то делаешь для исправления ситуации. Параллельно с перезагрузкой подвисшего компьютера можно продолжать через телефон читать свою лекцию».
Если хочется уместить в одну лекцию много информации и ее никак нельзя дробить, лучше предусмотреть перерывы.
В онлайне перерывы надо оформить так, чтобы в процессе люди не продолжали болтать в основной «комнате» — чтобы не было желания проигнорировать перерыв.
Кирилл Анастасин:
«Перерыв должен быть явным и четким. Я рекомендую выключать камеру и звук, объяснив людям, что перерыв надо использовать по назначению. Налейте себе кофе и порекомендуйте аудитории сделать то же самое. Так вы избежите кулуарных разговоров. В самих разговорах нет ничего плохого, даже наоборот. Но если этот разговор начнется в основном потоке, он не даст многим уйти на перерыв. Люди продолжат слушать, развернется дискуссия… На офлайновых лекциях это обычно компенсируется тем, что те, кому надо, собираются вокруг спикера, а остальные свободно выходят из аудитории. В онлайне же это так не воспринимается. Также рекомендую включать на экране таймер, чтобы люди видели, сколько осталось до конца перерыва».
Вопросы оживляют лекцию, добавляют ощущения реального времени для онлайна.
Кому-то нравится поддерживать общение с аудиторией во время доклада, да и самой аудитории удобно получить ответы на самые актуальные вопросы, как говорится, не отходя от кассы. В этом случае можно предупредить аудиторию о том, как удобнее прервать спикера.
Кирилл Анастасин:
«Если вы разбиваете лекцию дискуссией с аудиторией и ответами на вопросы, ставьте жесткий лимит и следите за временем. Иначе проболтаете половину лекции. Например, заранее запланируйте 5 минут в середине лекции на вопросы по первой части».
Если в середине лекции нет места для вопросов из зала, можно запланировать другой интерактив — пару вопросов залу от спикера. Так аудитория лучше слушает, участвует в процессе. Короткие вставки позволяют вернуть рассеявшееся внимание.
Евгений Жданов:
«В онлайне у спикера есть соблазн занять весь эфир собой, особенно если он знает и любит то, о чем говорит. Поэтому мы прорабатываем с выступающим механику вовлечения аудитории в лекцию и предоставляем инструменты для этого. Например, Mentimeter, что позволяет собирать обратную связь в онлайн-режиме, или Miro, что также стимулирует групповое вовлечение».
Вячеслав Уточкин:
«Как спикеру, мне нравится взаимодействовать с аудиторией, поэтому во время лекции я обычно задаю вопросы в зал или делаю небольшое голосование (например, прошу поднять руку или поставить плюс тех, кто занимается разработкой игр)».
В офлайновой лекции спикер с вопросами может справиться самостоятельно. Это проще простого: люди поднимают руки и озвучивают вопросы. А для секции вопросов в вебинаре полезно иметь ассистента, который промодерирует комментарии из чата и выберет наиболее интересные вопросы.
Ассистирование в офлайне тоже не будет лишним. На фото Вячеслав Уточкин с Ричардом Греем (Levelord)
Кирилл Анастасин:
«Когда вы объявите начало секции вопросов и ответов и полезете читать чат, вы скорее всего потеряете внимание аудитории. Мало кто умеет грамотно задавать вопросы в чатах. Вы можете начать зачитывать вопрос, а он окажется комментарием или вообще какой-то ерундой. Желательно, чтобы ассистент проводил какую-то премодерацию, в том числе подбирая 1–2 вопроса для обсуждения в середине лекции».
Кстати, практика подарков за самый интересный вопрос — неоднозначна. Когда есть подарки, вопросов всегда много — за это можно не беспокоиться. Однако…
Кирилл Анастасин:
«Я считаю такую практику ущербной. На мой взгляд, если приходится мотивировать задавать вопросы, значит, для этой аудитории у вас нет контента, потому что человек совершает действие не ради самого контента, а ради условного блокнотика. Человек с действительно интересным контентом всегда удержит аудиторию и спровоцирует ее на вопросы».
Вячеслав Уточкин:
«Это плохая метрика, особенно когда вопросы задаются в рамках розыгрыша. В онлайн-мероприятии обычно фидбэк появляется сразу же в чате — либо пишут, что все было круто, либо что это инфобизнес и потраченное время. Я раньше по итогам каждой лекции проводил опросы — просил заполнить короткую анкету о том, что понравилось, а что не понравилось, какие есть пожелания на будущее. Только так со временем формируется подлинное видение того, что нужно нашей целевой аудитории».
Оценивать проведенное мероприятие можно по обратной связи со стороны слушателей. Можно у случайной выборки в неформальном общении спрашивать, что понравилось, а что нет. Альтернативный путь — заполнение анкет по итогам.
Евгений Жданов:
«Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком».
И помните, у вас все получится.
Евгений Жданов:
«Залог хорошего мероприятия — несколько провальных. Если вы будете ошибаться, но анализировать, почему все пошло не так и что бы вы могли изменить, вы сможете поднять свои лекции и вебинары на классный уровень. У нас принято спрашивать: а почему было принято именно такое решение при подготовке? Это позволяет глубже взглянуть на сам процесс, на факторы, которые на это решение повлияли».
Кирилл Анастасин:
«Настоящий фидбэк вы получите спустя полгода или даже больше. Так как за это время люди применят полученные знания и напишут вам письма с благодарностью».
Команда Точки кипения — Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова — лидер сети по участию в хакатонах и технологических конкурсах. Команда создала хакатон-сообщество на 100 человек и открывает стартап-студию.
Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком.
Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком.