S
Как собрать стартап-сообщество и забирать гран-при хакатонов. Опыт Точки кипения — ЯрГУ


Команда Точки кипения — Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова — лидер сети по участию в хакатонах и технологических конкурсах. Команда создала хакатон-сообщество на 100 человек и открывает стартап-студию. 

Мы поговорили с Ждановым Евгением, и.о. директора центра трансфера технологий ЯрГУ и Манукяном Вениамином, руководителем Хакатон-клуба, амбассадором Цифрового прорыва о том как собирать студенческие технологические команды.

Как собрать стартап-сообщество и забирать гран-при хакатонов. Опыт Точки кипения - ЯрГУ

Как все начиналось

Три года назад мы впервые услышали о конкурсе «Цифровой прорыв», создали свою первую команду и начали генерировать идеи. Первая наша идея — умная карта для городов. Разработка, на основе анализа множества факторов, позволила определить наиболее благоприятные районы для проживания. Команда понравилась жюри, нас заметили и пригласили в финал. Кстати, мы были единственными представителями от Демидовского университета.

В финале конкурса «Цифровой прорыв» мы решали кейс по экологической тематике. За 48 часов мы нашли еще одного программиста и предложили программно-аппаратное решение — умные баки, которые позволяли определять за счет датчиков заполненность и тип мусора, а также оптимизировать логистические маршруты для коммунальной техники.

Как собрать стартап-сообщество и забирать гран-при хакатонов. Опыт Точки кипения - ЯрГУ

Почему хакатоны

За время участия в конкурсе мы оценили, насколько эффективны хакатоны. Этот формат способствует и реализации технологических идей, и раскрытию потенциала команд при ее непосредственной разработке. Всего за 48 часов команда должна в режиме нон-стоп предложить практическое решение для конкретной компании. В таких условиях приходится бесперебойно работать, быстро погружаться в тему и показывать наилучший результат. Помогает в этом и финансовая мотивация. Когда команда выигрывает призовой фонд, у других участников тоже появляется желание получить финансирование для осуществления своей идеи.

К следующему сезону мы сформировали уже две команды, и вновь оказались в выигрыше. Команда Евгения победила в полуфинале «Цифрового прорыва» и получила 150 тысяч рублей, а моя — 2 место и 100 тысяч.

Участие в таких соревнованиях определило наше дальнейшее развитие в этом направлении, и мы поставили себе KPI в 2021 году — собрать 10 хакатон-команд.

Как появилось сообщество стартаперов

Наш актив формировался из тех людей, которые уже принимали участие в образовательных программах. Первые такие программы — два Образовательных интенсива, которые мы проводили в партнерстве с Университетом 20.35. После этого мы провели акселерационные программы «ВТочку» и «Цифра», в которых приняли участие более 500 человек из 20 регионов и 3-х стран. Программы проходила на базе Точке кипения — ЯрГУ. Мы смогли оттуда взять целые команды, где-то сами объединили людей в команду.

Чтобы доукомплектовать сообщество, я писал лично каждому потенциальному участнику. Мы встречались очно или в зуме и рассказывали, что у нашей команды есть возможность создавать свои проекты, что мы это делаем с помощью хакатонов, что это престижно и статусно. Действовали по пути прямых продаж и собрали костяк сообщества.

Как собрать стартап-сообщество и забирать гран-при хакатонов. Опыт Точки кипения - ЯрГУ

Более зрелые команды помогали новым командам. Постепенно складывалась система наставничества. Мы сами, будучи менеджерами, помогали новым менеджерам, дизайнеры — новым дизайнерам и так далее. И за счет этого у нас возникли связи между командами, все друг с другом работали. У нас есть регулярные встречи, собрания, корпоративы, что тоже укрепляет взаимодействие и создает особенную корпоративную культуру.

Подготовка к хакатону

Перед хакатоном с каждой из команд мы встречаемся заранее, тренируем их, общаемся, потом отправляем на хакатон. Когда участники возвращаются с «полей», они всегда рассказывают, как прошло событие. Каждая команда фиксирует свои лучшие идеи, которые им хочется дальше продвигать.

Чтобы ресурсно поддержать наш клуб мы подали заявку на грант Росмолодежи. Грант в 300 тыс. рублей вложили в обучение более 16 наших команд.

Общий призовой фонд за 2021 год, который команды выиграли, составил 4,5 миллиона рублей или 10 привлеченных рублей на каждый рубль затрат. Большая часть — это именно призовые деньги, на которые участники победивших команд могут обновить технику, вложить в образование или поддержать клуб.

Как собрать стартап-сообщество и забирать гран-при хакатонов. Опыт Точки кипения - ЯрГУ

За это время мы усовершенствовали свою методику победы в хакатонах. Например, знаем, что первые два часа нужно только генерировать идеи, делать презентации и общаться с целевой аудиторией.

На неделе можем провести 3-4 встречи с командами, разбираем как генерировать идеи, как вести разработку, как проверять решения. Отдельно наши ITшники встречаются с командами и объясняют как, например, работать с базами данных, как ускорить этот процесс, какие могут быть ошибки.

Как собрать стартап-сообщество и забирать гран-при хакатонов. Опыт Точки кипения - ЯрГУ

Перемешивание команд — ещё один наш метод. В молодую команду мы зовём наших «старичков». Опытному участнику тоже интересно, когда команда выигрывает, он выигрывает долю призового фонда. А молодая команда получает мощный опыт.

Лучшие проектные идеи с хакатонов можно доработать и подать на грантовые конкурсы. Несколько наших команд получили первые инвестиции по программе “Умник” от Фонда содействия инновациям.

Только в этом году три наши команды выиграли “Умник” и еще две команды подали заявки на грант по программе “Старт”.

Кто помогает

Наш большой информационный партнер — крупнейший конкурс «Цифровой прорыв», они помогают с освещением и высылают мерч. С 2021 года Точка кипения — ЯрГУ первая в регионе является IT — хабом «Цифрового прорыва», а также в нашей команде появилось 2 амбассадора «Цифрового прорыва».

Нас активно поддерживает университет. Университет заинтересован в том, чтобы студенты нашего же вуза выигрывали, поэтому оказывает всяческое содействие в проведении мероприятий. 

Также у нас есть партнеры, которые помогают с организацией питания. Например ПиццаФабрика обеспечивала нам во время финала питание на 50 человек.

Если говорить про целевых партнеров — это IT — компании. Их, конечно, интересуют кадры. В следующем году планируем найти крупного спонсора и работать под его эгидой. Уже 3 компании подтвердили заинтересованность и мы с ними обсуждаем обоюдный варианты сотрудничества.

Как собрать стартап-сообщество и забирать гран-при хакатонов. Опыт Точки кипения - ЯрГУ

Стартап — студия

У нас получилось найти этот баланс между тем, что хочет студент и тем что мы можем предлагать. Чуть меньше упомянул про стартап — студию. В 2021 году мы открыли первую в регионе стартап-студию при поддержке ЯрГУ им П.Г.Демидова в рамках программы развития университета «Приоритет 2030». Поскольку главная задача Точек кипения — это содействие Национальной технологической инициативе, соответственно, развитие молодежного технологического предпринимательства укладывается в нашу стратегию как нельзя кстати.

Как собрать стартап-сообщество и забирать гран-при хакатонов. Опыт Точки кипения - ЯрГУ

Основная задача стартап-студии — быстро довести проект до продаж и масштабирования, т.е это своеобразная фабрика стартапов. Источником кадров для стартап-студии стал наш хакатон-клуб. 

Сначала ребята просто готовятся, участвуют в хакатонах, решают кейсы, учатся. Когда мы видим, что у нас есть классная команда, она выигрывает, мы их приглашаем в стартап-студию. Обсуждаем какой проект для них будет основным.

Сотрудничество с сетью Точек кипения

В этом году мы плотно сотрудничали с 20ю Точками кипения по нашим проектам. Мы всегда рады видеть коллег у себя в Точке, рады поделиться опытом. Нам есть чем поделиться, и будет круто, если раз в год держатели лучших практик будут собираться для обмена опытом и установления прочных связей. Нетворкинг — наше все!:)

Похожие статьи

Как провести крутую лекцию/вебинар: 16 советов от трех серийных лекторов.

Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком.

26 декабря, 2021
Как внедрить дополненную реальность на крупном мероприятии?

Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком.

13 июня, 2024
Нетворкинг система будущего. Как мы разработали приложение, которое облегчает нетворкинг

Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком.

13 июня, 2024

Контакты

Россия
150014, Ярославль, пр. Толбухина, 8/75
Мы работаем c 10:00 – 20:00
+7 (920) 102-73-15
Общие вопросы: info@structuraup.com
Для СМИ: press@structuraup.com